Буллинг младших школьников: Лекторий от психолога Елизаветы Криворукой
Многие считают, что с буллингом сталкиваются преимущественно подростки или старшеклассники, и думают, что это не коснется детей младшего возраста, но, к сожалению, это не так.

В этой статье мы ответим на все наиболее распространенные вопросы про буллинг, и расскажем как себя вести родителям, учителям, жертвам.
Буллинг у младших школьников не является столь выраженным, как у старших детей. Это можно назвать пред-буллингом. То есть ситуации, которые, если их не остановить, могут впоследствии перерасти в настоящий буллинг со всеми его признаками:

  1. Периодичность
  2. Устремленность против конкретного ребенка - «жертвы»
  3. Наличие «агрессора» и «наблюдателей»
У младших школьников это может выглядеть как:

  • С ребенком постоянно не хотят играть, придают ему второстепенную роль в игре, решают за него с кем играть и общаться.
  • «Мы с ней / ним не дружим
  • «Мы будем семья, а ты - наша собачка. Жди нас здесь, никуда не ходи »
  • «Играй только со мной, делай только то, что я хочу, а иначе - мы больше не друзья»
  • Дружба группой «против» кого-то.
  • Распространение сплетен, лжи и пересказывания «секретов» о ребенке или его семье.
  • Дразнилки, оскорбительные и унизительные прозвища.
  • Физическая агрессия - толкание, поколачивание, дерганье за волосы или одежду и тому подобное.


Что же мы, взрослые, можем сделать прямо сейчас, а не только в #всеукраинскуюнеделюпоборьбесбуллингом:

Безопасность. Доверие. Ответственность и Ресурс взрослых.
Это «профилактический» фундамент. Именно взрослые несут ответственность за то, чтобы дети чувствовали себя в безопасности. Важно, чтобы взрослые - каждый в своей среде - брали на себя свою часть ответственности. Для этого важен собственный ресурс, контакт со своими потребностями-эмоциями, знания возрастной психологии, знания и навыки разрешения конфликтов (метод ненасильственного общения прекрасно подходит). Конечно, важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент он может рассчитывать на поддержку, принятие и помощь.

Немедленное реагирование, если ситуация происходит прямо сейчас:
Останавливаем происходящее словами: «Стоп! Мы так не делаем. От этого им и мне становится грустно ».
Разговаривайте на тему буллинга с ребенком, когда видите признаки буллинга в мультфильмах или сказках.
Проговаривайте, что это недопустимо, повторяйте простые правила, как ребенок может обезопасить и уберечь самого себя и, что мы взрослые (родители, учителя, тьюторы, воспитатели) всегда рядом, и важно нам об этом вовремя сообщить, потому что только тогда мы сможем помочь.

Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.
Помните, что лучшей формой работы является профилактика, но если это происходит сейчас или произошло в коллективе, где находится ребенок не будет лишним обратиться за консультацией к психологу. Буллинг травматический, даже для «детей-наблюдателей». Потому что в таком коллективе больше нет ощущения безопасности - сегодня обижают одного, завтра жертвой становится другой.

Важно формировать и развивать у ребенка такие навыки как: эмоциональный интеллект (понимание своих и других эмоций, умение экологически выражать свою агрессию), критичность мышления, умение защитить свои личные границы (умение сказать «нет» и «стоп, со мной так нельзя»), решение конфликтов.


Читать все статьи в блоге