Как понять, есть ли проявления зависимости?
Если ваш ребенок может усилием воли отвлекаться - это не зависимость. Например, если ребенок самостоятельно может отложить смартфон для другой активности, обучения, может пойти прогуляться, оставив телефон дома - это нормально.
Если ребенок завтракает, обедает и ужинает за игрой, не следит за гигиеной, не проявляет потребностей в сепарации, а вы просто обслуживаете и поддерживаете его жизнь - это признак зависимости. Например, у вас дома есть правило вместе ужинать, и подросток сидит за столом со смартфоном. Вы сделали ему замечание, но видите, что через некоторое время он сам этого не понимая тянется к гаджету, а потом и вовсе уходит в игру, забыв об обещании.
В таком случае стоит бить тревогу.
Стоит обратить внимание, что это психо-эмоциональная зависимость, а не интеллектуальная, поскольку школьник может быть отличником, выигрывать олимпиады и показывать отличные результаты, но отвлекаться от реальной жизни при помощи своей зависимости.
Соцсети вредны для детей?
У каждого человека есть потребность в принадлежности, признании, коммуникации, принятии, а интернет позволяет удовлетворить эти потребности без лишних усилий. Достаточно лишь зайти в группу, поздороваться и уже быть частью какой комьюнити. С одной стороны, это хорошо, поскольку это помогает общаться без барьеров и не травмироваться.
С другой стороны, когда ребенок выполняет определенные усилия, чтобы выйти на улицу, познакомиться, попроситься присоединиться к игре, это его воспитывает и закаляет. Если же ему откажут, даже благодаря этой травме он научится и закалится для будущих испытаний в жизни. Соцсети нивелируют это.
Также есть момент коммуникационных конфликтов, которые часто переносятся в Интернет. Общаться в соцсетях нормально, главное, чтобы это не переходило в деструктивное русло, например, буллинг.
Надо объяснять школьнику, как мы это часто делаем на уроках, что ежели он проводит время онлайн, то пропускает что-то ценное, что происходит сейчас в реальной жизни, и пересмотреть снова это не получится. Мы не заставляем кого-то присоединяться к нам, но в большинстве случаев, ученик сам откладывает телефон и присоединяется к сообществу.
Ютуб, телевизор, соцсети - это и для взрослых способ отвлечься, когда способ напряжения очень высок. Часто проблема может быть в нехватке внимания и любви.
Все же до совершеннолетия школьника родители устанавливают границы, поскольку вы за них отвечаете.
Вы регулируете время, вы можете аргументировать, почему это время ограниченное, и вы предлагаете альтернативы, чем себя занять.