Три совета для предотвращения


гиперопеки

1. Дети должны рисковать

Современная педагогика очень положительна. Ее главная цель – сделать так, чтобы ребенок находился в комфорте и безопасности.
С этой целью в частных учебных заведениях создана и успешно проверена на практике система, которая кроме преподавателя включает наставников классов – тьюторов. Это опытные взрослые люди, выступающие в роли старшего товарища, проводника для ученика по вопросам, не связанным непосредственно с учебной деятельностью. Наличие такого «дополнительного» взрослого позволяет свести к минимуму риски, с которыми сталкивается ребенок во время пребывания в школе и адаптации к общественной жизни.
Но все же ребенок должен рисковать. Взобраться на дерево, погнаться за кошкой, проверять крепость льда в замерзшей луже. Такая дозированная самостоятельность позволит не просто унять жажду познания, но научит принимать решения и нести ответственность, проявлять смелость и независимость.
Успешное проживание небольшого, но актуального, подлинного риска – это всегда о вере в себя и преодолении страхов.
2. Необязательно знать о детях все

Самый огромный успех осознанных родителей – открытые, прямые отношения с ребенком, построенные на доверии и правде.
И даже в таких экологических отношениях ребенок имеет право на личные границы. Имеет право на небольшие секреты.
Конечно, очень велик соблазн контролировать все детские процессы от выбора контента для просмотра в гаджете до отношений с одноклассниками. Но в таком случае мама и папа будут для ребенка злым полицейским, запретов и реакций которого придется опасаться.
Следует стремиться к формату, в котором родители – первые люди, к которым будет обращаться ребенок, когда попадет в беду. Ребенок не научится делиться, отдавать что-либо свое, если всю информацию о нем присвоят взрослые.
3. Принцип счастья важнее принципа удовольствия

Согласно концепции комфорта и безопасности, о которой мы уже говорили, случаи, когда ребенок чем-то недоволен, могут восприниматься как личное поражение взрослого.
Это естественно, что мы хотим вырастить счастливого ребенка и обеспечить его всем, в чем он нуждается. Но против природы удовлетворять любой прихоти ребенка и решать вместо него малейшие трудности.
Современная парадигма воспитания предполагает помощь взрослого в получении ребенком именно того, что ему нужно для полноценного роста и развития, а не чего здесь и сейчас, чтобы она стала ситуативно-счастливой.
Следует создать систему правил и аргументов, которая будет рационально и вежливо регламентировать то, что ребенок может получить от мира с помощью взрослых. Взрослый должен упорствовать в поддержании функционирования такой системы и служить примером.
Все, чего мы требуем от детей, должны выполнять наравне с ними. Если ребенку запрещено есть не за обеденным столом, то и взрослые не могут этого делать. Если мама или папа контролируют, сколько времени ребенок проводит в гаджете не для образования, то и сами должны соблюдать здоровый способ пользования гаджетами.
Цель такой системы не в том, чтобы ребенок никогда не расстраивался. Такие действия помогут научиться быть счастливым круглосуточно, а не в зависимости от события.
Резюмируя, скажем о том, что чрезмерная забота так же вредна, как забота недостаточно, поэтому ответственность за счастье ребенка следует разделить с самим ребенком, вместе сформировав систему правил и соблюдая их.

Читать все статьи в блоге